Все новости
Что произойдет с экономикой, если прекратятся деловые поездки?

Сейчас, в период пандемии, многие привычные процессы подвергаются испытаниям на предмет «а насколько они незыблемы и фундаментальны?». Один из таких процессов – деловые поездки, которые играют заметную роль в международных экономических связях, в экономической жизни любой страны и в развитии бизнеса каждой отдельной компании. Можем ли мы обойтись без личных встреч с деловыми целями, которые обеспечиваются мобильностью сотрудников? Ответ очевиден: нет! Деловые поездки служат целям мобильности персонала, что есть неотъемлемая часть экономического процесса и необходимое условие развития любой компании.

Человек – социальное существо, и связи между сотрудниками даже в пределах одного офиса играют колоссальную роль для стабильности и роста бизнеса организации. Безусловно, какая-то часть работы может быть выполнена удаленно, но вынести в так называемые онлайн отношения весь производственный процесс, похоже, невозможно.

Несмотря на актуальность темы, давно не было серьезных научных исследований о роли бизнес-тревела в экономике стран и корпораций. Поэтому восстановим справедливость и попробуем предметно разобраться в вопросе. Это тем более знаково, ведь данное изучение состоялось в самый пик глобальной пандемии, в момент остановки всех поездок, когда из-за безвыходности положения люди сели за экраны компьютеров для видео-общения.

Исследование Гарвардского Университета так и называется «Что произойдет (с бизнесом), если бизнес-тревел остановится?» Вывод шокирует! Если бизнесмены перестанут путешествовать, то мировой ВВП сократится на 13,7%. Это порядка 11 трлн долларов или почти равно всей экономике Китая! Представить себе современный бизнес без деловых поездок - всё равно, что представить современную глобальную экономику без Китая.

Если бизнесмены перестанут путешествовать, то мировой ВВП сократится на 13,7%.

Вот ответ, зачем нам нужен бизнес-тревел, и какую роль он играет в глобальной экономике, в экономике любой страны, региона этой страны. Аналогично и в бизнес процессе каждой корпорации, компании, частного бизнеса. Как метко подчеркнули исследователи, чтобы двигать вперед экономическое развитие, необходим обмен знаниями, опытом, информацией. А это невозможно без физического перемещения людей. «Moving knowhow quickly involves moving brains». Понимание этого фактора объясняет, почему успех компаний напрямую зависит от деловых поездок.

Зачем же отправлять сотрудников в командировку и тратить на это деньги, если можно бесплатно пересылать гигабайты информации по электронной почте? Зачем в наше время куда-то ехать, если можно практически бесплатно обмениваться электронной информацией? И при этом (удивительный факт!) мировые расходы на поездки с деловыми целями растут быстрее, чем глобальный ВВП (Рис. 1).

<strong>Рис. 1. Объем деловых поездок к Мировому ВВП.</strong> Рост объема деловых поездок и глобальной экономики в период 2011-1016. Красная линия показывает количество командировок, синяя – расходы на командировки, зеленая – мировой ВВП.

Исследователи с цифрами в руках доказали, что бизнес-тревел является одной из тех причин, которые обеспечивают устойчивое экономическое развитие. В своей основе деловые поездки позволяют передавать участникам бизнес коммуникации то самое, что мы называем ноу-хау. В результате чего качественно растет продуктивность той индустрии или того предприятия, бизнеса, которое получает это ноу-хау. Целые страны и макрорегионы стабильно развивают свои традиционные экономики и «поднимают» новые направления, если получили такое интеллектуальное обогащение через дополнительную экспертизу в бизнесе от специалистов и коллег из других стран или регионов (Рис. 2).

<strong>Рис. 2. Карта глобальных экономических связей через направления деловых поездок между странами</strong>

Возьмем пример взаимосвязи уровня развития автомобильной промышленности и потока деловых туристов из Германии. Если страна или регион получает приток бизнес-путешественников из Германии, то, с большой долей вероятности, автоиндустрия (один из основных сегментов экономики Германии) в этом регионе получит преимущественное развитие. Аналогично и с развитием внутренних регионов.

Точно такие же экономические взаимосвязи устанавливаются между регионами России. Если мы можем идентифицировать поток деловых путешественников, например, из Новосибирска в какой-либо регион России, то, с большой долей вероятности, принимающий регион получит быстрый рост в наукоемких отраслях, IT секторе, медицине, новейших технологиях. Поток командируемых сотрудников из Москвы прямо пропорционален росту финансового сектора, сектора услуг в регионе.

Отдельно следует отметить, что поток бизнес-тревела дает экономические преимущества компаниям, имеющим филиалы и подразделения в других странах и регионах. Наличие собственного офиса в другом регионе делает позиции материнской структуры в регионе присутствия гораздо сильнее. И наличие региональных офисов логично приводит к командировкам, так как, напомним, «мобильность людей – это мобильность знаний». В то время как перемещение информации без людей сродни передаче двоичного кода без расшифровки. Человеческие знания кратно усиливаются, когда они объединяются в рабочем процессе.

Мобильность людей – это мобильность знаний

При этом нельзя не отметить, что взаимный визовый режим только мешает передвижению бизнес-туристов и негативно воздействует на экономику, замедляя развитие бизнеса. Анекдотичность ситуации в том, что наличие визового режима уже никак не влияет и не может остановить одни из главных экономических рычагов - трансграничное перемещение капиталов, цифровых технологий и цифровой информации. Визы – это архаизм, который наносит ущерб передвижению людей и снижает кормовую базу глобальной экономики. В современном мире визы не служат более интересам безопасности, защите экономических и иных интересов стран. Они контрпродуктивны. В то время как трудовая миграция должна оставаться контролируемым и регулируемым процессом, поскольку напрямую связана с экономическими интересами страны: это и налоги, и регулирование трудовых ресурсов, и во многих случаях вопросы безопасности государства.

Вернемся к анализу значимости деловых поездок для современной экономики и подумаем над главной темой исследования - что произойдет, если командировки остановятся? Или наоборот, что случится с отдельными странами и их ВВП, если эти страны станут «получать» входящий поток деловых путешественников прямо пропорционально проценту их населения в мировой демографии (Рис. 3)?

<strong>Рис. 3. Индекс входящего ноу-хау</strong> Оценка, на сколько больше (зеленый цвет) или меньше (красный) текущая экономика государств в отношении к участию в мировом бизнес-тревеле пропорционально населению страны. 1) Австрия 44.3%, 2) Ирландия 38.6%, 3) Швейцария 37.0% &lt;…&gt; 49) Мексика -18.1%, 50) Россия -18.3%, 51) Казахстан -18.9%.

Феноменально, но доказано, что экономики таких стран как Австрия, Ирландия, Швейцария, Дания имеют на треть больше положенного им от общего «пирога» глобальной экономики. И только за счет высокого притока в них деловых поездок! Это научно обосновывается в еще одной исследовательской статье «Knowledge diffusion in the network of international business travel» престижного международного издания Nature Human Behaviour от 10 августа 2020 года. При этом Россия «недополучает» бизнес-тревел и тем самым обедняет свою экономику на 18,3% из-за низкого потока делового туризма! Или, другими словами, если бы объем делового туризма в России был релевантен её населению, то ВВП России был бы больше почти на 20%! Что составляет 22 триллиона рублей. Этот нерадостный для нашей страны вывод звучит в унисон с посылом одного из крупнейших Российских и международных предпринимателей – Олега Дерипаски на Столыпинском Форуме 3-4 сентября 2020: «…вместо роста мы видим искусственное сжатие национальной экономики.

А в контексте исследования о бизнес-тревеле негативные для России последствия от «недофинансированности» российской экономики мы связываем с «недоразвитым» потоком деловых поездок. И это при том, что по потребности во внутренних авиаперевозках для обеспечения мобильности персонала Россия стоит в одном ряду со странами с самым высоким доходом на душу населения: Германией, США, Францией.  Ситуация обусловлена размерами территории России и традиционно регионально распределенной экономикой (Рис. 4).

<strong>Рис. 4. Долгосрочные драйверы роста авиаперевозок по странам</strong> <strong>Россия и другие развивающиеся рынки с большим населением/большой территорией – по- прежнему зоны уверенного роста авиаперевозок.</strong> Вертикальная ось: количество поездок на жителя страны, горизонтальная ось: ВВП на жителя страны.

Показатель активности бизнес-тревела – один из ярчайших маркеров национальной экономики, градусник бизнеса. Низкая активность деловых путешественников – крайне печальный признак как для бизнеса компании, так и экономики страны в целом. Именно поэтому есть четкое понимание: страны и компании, которые первыми возобновят командировки – первыми восстановятся после пандемии. Китай на практике это подтверждает прямо сейчас: когда бизнес-тревел в США составляет минус 73% от уровня 2019 года, в Австралии минус 90%, в Китае, который начал «открываться» для деловых поездок уже в апреле - это уже всего лишь минус 28% (Рис. 5).

<strong>Рис. 5. Рост/ восстановление авиаперевозок по странам. </strong>RPK – выполненный пассажирооборот <strong>&nbsp;</strong>

Одновременно с увеличением числа бизнес поездок в Китае зафиксирован скачок роста ВВП. Динамика ВВП Китая за III квартал (июль-август-сентябрь, т.е. как только начал восстанавливаться тревел) оказалась на уровне +4,9%. Прогноз по годовому ВВП Китая за 2020 год: +1.9%!

А прогноз ВВП 2020 по Еврозоне, где практически полностью остановлены поездки: рухнет на рекордные 8,7%! Как сказали экономисты Еврокомиссии, экономические последствия локдаунов будут более тяжелыми, чем можно было предположить. Аналогично и в Австралии: падение ВВП в 2020 составит 7%. Летом началось быстрое восстановление экономики и тревела в США, и уже по показателям динамики ВВП США догоняют Китай. Согласно сентябрьскому прогнозу Федрезерва, американский ВВП в 2020 снизится на 3,7%. Но за III квартал ВВП США уже вырос на 2,1%!

Самое показательное для нас – это наша страна, наша экономика и наш тревел.

По России та же Еврокомиссия ожидает спада ВВП в 2020 году на 4,2%. Конечно не Китай и США, но мы в много лучшем положении, чем Еврозона или Австралия. Опять же - благодаря своей территориальной масштабности, регионально распределенной экономике и достаточно большому населению (что мы наглядно видели на Рис.4).

И как только стал восстанавливаться тревел в июне этого года – сразу же падение ВВП РФ замедлилось в III квартале уже только до 3,8%.

Тревел драйвит экономику! Одновременно являясь и ее следствием, и показателем. Таковы показатели корреляции экономики и бизнес-тревела.

Тревел драйвит экономику! Одновременно являясь и её следствием, и показателем.

В масштабах глобальной экономики значимость каждой станы для мирового ВВП также может быть проанализирована по показателям бизнес-тревела. Например, участие России в мировой экономике характеризуется следующим фактором: если Россия остановит международные деловые поездки, мировой ВВП упадет на 0,02%. Это немного по сравнению с Германией, чья значимость для мирового разделения труда традиционно выше не только России, но и США, и многих других стран-экономических лидеров. Если немецкий бизнес перестанет передвигаться по миру с деловыми целями, то мировой ВВП лишится 4,8%. Таким образом, деловой туризм - это яркий показатель значимости страны и ее влияния на мировую экономику через международные связи (Рис. 6).

<strong>Рис. 6. Влияние разных стран на глобальную экономику и сокращение мирового ВВП от остановки деловых поездок. </strong>1) Германия 4.82%, 2) Канада 1.23%, 3) США 1.07% &lt;…&gt; 33) Чили 0.03%, 34) Россия 0.02%, 35) Уругвай 0.02%.

Но есть и другой интересный экономический фактор - как влияют деловые поездки из стран-экономических региональных центров на экономику связанных с этими странами соседних государств.

Россия – не только глобальная держава, но и региональная супердержава. Россия – центр экономического притяжения для условного субконтинента – стран бывшего СССР и Восточной Европы. Поэтому в случае полной остановки бизнес-тревела из России пострадает экономика таких стран как Узбекистан, Беларусь, Таджикистан, Украина, Казахстан, Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова, Литва, Турция, Польша, Финляндия. Такая взаимозависимость стран отчетливо видна на карте экономических связей (Рис. 7), что еще раз доказывает значение мобильности людей для глобальной экономики.

<strong>Рис.7 Воздействие на экономику стран-реципиентов от прекращения бизнес-тревела из стран-доноров на примере остановки поездок из России в страны тесных экономических связей</strong>

Ни одно самое современное средство коммуникации не может заменить личные встречи с клиентами, членами команды и потенциальными бизнес-партнерами. Даже генеральный директор Zoom прогнозирует, как только мы вернемся к путешествиям, случится бум новых партнерских отношений: «Ничто так не скрепляет сделку, как рукопожатие или, в нашем случае, удар локтями».

О потребности в деловых поездках, как важном элементе развития экономических связей через межличностные коммуникации, говорится и в другом исследовании, опубликованном в авторитетном международном бизнес-издании CEO Magazine, в статье «Why Zoom won’t kill business travel» («Почему Zoom не убьет бизнес-тревел») от 17 августа 2020.

Вербальное общение, то есть наши слова, передают всего 7% от того, что мы хотим обсудить с партнером. Иными словами, итоговый результат проведенных в виртуальном пространстве переговоров – это только 7% от того, что останется для бизнеса в сухом остатке. Соответственно 93% информации не будет донесено до партера, останется утраченным.

Вербальное общение, то есть наши слова, передают всего 7% от того, что мы хотим обсудить с партнером. Иными словами, итоговый результат проведенных в виртуальном пространстве переговоров – это только 7% от того, что останется для бизнеса в сухом остатке.

За время пандемии выяснилось, что продуктивность встреч через Zoom и Skype крайне низкая. Это, безусловно, отличные вспомогательные, но не основные каналы коммуникации с деловыми целями. Тональность передает 38%, а жесты 55% той невербальной информации, которая определяет наполнение и ценность общения. Не говоря уже о вопросах конфиденциальности и безопасности передачи данных, они становятся все более тревожными в цифровую эпоху. Бихевиористика - великая наука! А человек и человеческая коммуникация, в том числе и с деловыми целями - сложнейшая и тонкая материя...

Невозможность заменить личные встречи виртуальным общением, а также роль мобильности персонала для развития бизнеса и экономики прекрасно иллюстрирует совершенно неожиданное, в контексте нашего вопроса, аналогичное исследование, связанное с темой онлайн обучения. Его также в текущем моменте пандемии провели ученые из «соседнего» Оксфордского Университета.

Если в апреле эксперты победно протрубили о наступлении новой эры тотального онлайн обучения и предрекли смерть традиционному очному (офлайн) образованию, то уже буквально спустя 3 месяца, то есть уже этим летом, сделали неутешительные выводы: «Обучение онлайн… - это ненастоящее образование».


Поэтому вполне логично мы видим оживление деловых поездок с первыми же минутами снятия ограничительных карантинных мер. И это естественная тенденция, сокрушительная правда реальности. Пускай даже и той, в которой мы нынче оказались, учитывая и пандемию, и карантин, и прочие страхи, сомнения, испытания. Но важно знать, что как день сменяет ночь, обязательно случится ренессанс бизнес-тревела. Потому как ни экономика, ни продуктивность деловых переговоров или сделок, ни обмен опытом и знаниями, равно как и полнота живой человеческой коммуникации невозможны без активного передвижения людей по миру.  


Источники

  1. What Would Happen if Business Travel Stopped? / Center for International Development at Harvard University / https://growthlab.cid.harvard.edu/academic-research/business-travel

  2. Knowledge diffusion in the network of international business travel / Nature Human Behaviour 10.08.20 / https://www.nature.com/articles/s41562-020-0922-x

  3. Дерипаска: россияне могут стать миллионерами / Институт экономики роста им. Столыпина П.А. / http://stolypin.institute/publications/deripaska-rossiyane-mogut-stat-millionerami/

  4. Predicting the unpredictable in a post-Covid world / BTN Europe / By Keesup Choe, CEO, PredictX / 21 July 2020 / https://www.businesstravelnewseurope.com/Columnists/Predicting-the-unpredictable-in-a-post-Covid-world

  5. Why Zoom won’t kill business travel / CEO Magazine / 17 August 2020 / https://www.theceomagazine.com/opinion/zoom-business-travel/

  6. «Ненастоящее образование». Как пандемия вскрыла проблемы онлайн-обучения / Ольга Смирнова, Би-би-си / 5 сентября 2020 / https://www.bbc.com/russian/vert-cap-54027632

  7. Официальные данные IATA / https://www.iata.org/